Preview

Ожирение и метаболизм

Расширенный поиск
Том 11, № 1 (2014)

Статьи

5-18 953
Аннотация
Физиологические механизмы, координирующие репродукцию, тесно связаны с регуляцией энергетического баланса. За последние годы накопилось множество данных, свидетельствующих о том, что помимо влияния на молочные железы, пролактин участвует в регуляции метаболизма. Гиперпролактинемия ассоциирована с ожирением, лечение агонистами дофамина способствует снижению массы тела. В данном обзоре обсуждается роль пролактина в интеграции метаболического контроля и репродуктивной функции, вклад гормона в развитие ожирения, а также влияние терапии каберголином на массу тела и другие факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний.
20-23 6065
Аннотация
В статье представлены данные о новых возможных механизмах патогенеза синдрома поликистозных яичников. В последние годы появилось множество работ о влиянии витамина D на развитие инсулинорезистентности и гиперандрогении. Все больше доказательств получает связь дефицита витамина D и ожирения. Ведется поиск генетических маркеров предрасположенности к синдрому поликистозных яичников среди полиморфизмов генов рецептора витамина D. Учитывая выявленную связь, терапия препаратами витамина D может стать эффективным методом лечения этого заболевания. Помимо влияния на репродуктивную функцию, витамин D участвует в регуляции циркадных ритмов, нарушение которых также может приводить к развитию ановуляции. Другим важным координирующим фактором режима сна и бодрствования является мелатонин. Доказано его участие в развитии и созревании фолликулов за счет угнетения процессов окислительного стресса, а применение мелатонина у женщин в качестве терапии бесплодия способствовало улучшению репродуктивной функции. Таким образом, дальнейшее изучение роли витамина D и мелатонина позволить разработать рекомендации и алгоритмы ведения таких пациенток.
24-31 608
Аннотация
Проведено исследование показателей углеводного обмена при морбидном ожирении (МО), в том числе после бариатрических вмешательств. Первую группу составили пациенты с ИМТ > 40кг/м2 (n=22); 2-ю группу - пациенты, перенесшие билиопанкреатическое шунтирование (БПШ) (n=23); 3-ю (контрольную) группу - здоровые добровольцы, не имеющие ожирения и избыточной массы тела (n=22). Во всех группах проведен оральный глюкозотолерантный тест (ОГТТ) с 75 г глюкозы с исследованием уровней глюкозы, иммунореактивного инсулина (ИРИ), глюкагоноподобного пептида 1 типа (ГПП-1), глюкозозависимого инсулинотропного полипептида (ГИП) и глюкагона исходно и через 30, 60 и 120 минут. Больные МО имели самые высокие уровни глюкозы натощак, при этом у 68,2% обследованных (15 человек) были выявлены нарушения углеводного обмена (нарушенная гликемия натощак (НГН) у 4 чел. и нарушенная толерантность к глюкозе (НТГ) у 11 чел.). В группе БПШ отмечена тенденция к более низким постпрандиальным значениям уровня глюкозы, причем у 4 человек (17,4%) были зафиксированы гипогликемии (менее 2,8 ммоль/л). В группе МО уровень ИРИ натощак и значение индекса HOMA были самыми высокими (р<0,001). Во 2-й и 3-й группах пик концентрации ИРИ определялся на 30-й минуте ОГТТ и был выше в группе оперированных больных (р=0,026). В группе МО наибольшие значения ИРИ определялись на 60-й минуте и к моменту завершения теста не возвращались к исходному уровню. У больных МО отмечалось снижение базального уровня ГПП-1, а также отсутствие пикового повышения ГПП-1 в ответ на пероральный прием глюкозы. Базальные и пиковые уровни ГПП-1 были достоверно выше после БПШ (р=0,037 и р=0,022). В группе МО значения ГИП во всех исследуемых точках превосходили соответствующие значения, полученные в двух других группах. Базальная концентрация глюкагона не различалась в хирургической и контрольных группах, в то время как лица с МО имели исходно более высокие уровни глюкагона (p=0,013) и не отмечалось его подавление в ходе ОГТТ (p=0,076). Таким образом, у больных МО чаще выявляются инсулинорезистентность и пограничные нарушения углеводного обмена. Нарушение регуляции углеводного обмена при МО характеризуется гиперглюкагонемией, повышением уровня ГИП и снижением секреции ГПП-1. У пациентов, перенесших БПШ, секреция ИРИ и ГПП-1 в ответ на пероральный прием глюкозы значительно повышена, что обуславливает высокий риск постпрандиальных гипогликемий.
32-37 2039
Аннотация
Цель исследования. Сравнить 2 схемы терапии (немедикаментозную и комбинированную) метаболического синдрома (МС) по степени влияния на клинико-лабораторные показатели (ИМТ, ОТ, АД, индекс HOMA, липидный спектр), психо-эмоциональный статус (шкала депрессии Бека) и качество жизни (SF-36). Методы исследования. В исследование включено 60 пациентов с МС. Пациенты из основной группы (30 человек в возрасте 41,0±11 лет, из них 23 (76,7%) женщины) получали комплексную терапию МС - рекомендации по диете и физической нагрузке, медикаментозная терапия ожирения (орлистат), коррекция инсулинорезистентности (метформин), гиполипидемическая терапия (статины или фибраты), антигипертензивная терапия. Больные из группы контроля (30 пациентов в возрасте 43,4±9,5 лет, из них 26 (86,7%) женщин) также получали рекомендации по коррекции образа жизни, проводилась гиполипидемическая и, при необходимости, антигипертензивная терапия. На этапе включения в исследование и через 6 месяцев терапии всем пациентам проводилось клинико-лабораторное исследование, оценка депрессии по шкале депрессии Бека и качества жизни по данным опросника SF-36. Результаты. При сравнении результатов лечения пациентов из 2 групп выявлено более выраженное улучшение как клинико-лабораторных показателей (снижение массы тела, ОТ, уровня АД, улучшение показателей углеводного и жирового обмена), так и психологического статуса и качества жизни на фоне комплексной терапии МС по сравнению со стандартной терапией. Вывод. Комплексное лечение метаболического синдрома, включающее фармакотерапию ожирения (орлистат, Ксеникал®) и инсулинорезистентности (метформин, Глюкофаж®) характеризуется большей клинической эффективностью по сравнению со стандартной терапией.
38-41 475
Аннотация
При проведении осмотра 6000 детей 10-17 лет выявлено, что нарушение жирового обмена наблюдается у 11,3% исследованных: избыток массы тела у 6,3% и ожирение у 5,0%. Вышеуказанная патология чаще встречается у мальчиков (14% случаев), чем у девочек (8,8%). В ходе исследования выявлено, что гормональные нарушения выявлены практически у каждого второго ребенка с ожирением: повышение уровня тиреотропного гормона отмечается у 9,5% детей, повышение пролактина - у 38,8% детей, гиперинсулинемия - у 22,0% детей. Метаболические нарушения представлены гиперхолестеринемией - у 24,0% детей с ожирением, нарушенная толерантность к глюкозе - у 13,0%, а наличие трех-четырех компонентов метаболического синдрома в различных комбинациях определено у 143 ребенка с ожирением (18,0%).
42-47 695
Аннотация
Гиперинсулинизм и инсулинорезистентность, гипогонадизм у мужчин и женщин часто сопутствуют ожирению и могут быть как его следствием, так и носить первичный характер, предшествуя развитию избыточной массы тела. Характерной особенностью эндокринного ожирения является увеличение массы тела за счет висцерального жира с преимущественным перераспределением по абдоминальному типу, сопровождающееся развитием комплекса метаболических и эндокринных нарушений. Механизмы развития ожирения при различных эндокринопатиях неодинаковы. В подавляющем большинстве подходы к его терапии в целом не отличаются от общепринятых. Адекватная коррекция гормональных нарушений может способствовать снижению массы тела и улучшению эндокринно-метаболических показателей
48-52 645
Аннотация
Синдром обструктивного апноэ во сне (СОАС) и ожирение - это многофакторные и взаимоотягощающие заболевания. Снижение массы тела оказывается достаточно эффективным в отношении контроля нарушений дыхания во время сна, но влияние лечения СОАС на динамику массы тела у больных ожирением остается малоизученным. Особенностью представленного клинического случая является клинически значимое снижение массы тела у пациента с морбидным ожирением, осложненным синдромом обструктивного апноэ во сне тяжелой степени при применении стандартного подхода к терапии ожирения. Снижение массы тела в данном случае было достигнуто благодаря высокой приверженности пациента к терапии и отсутствию сопутствующих психических расстройств. Высокая стоимость приборов СиПАП-терапии, постоянное использование их во время ночного сна и необходимость титрации терапевтического давления делает данную терапию малодоступной. В связи с чем в комплексном лечении ожирения у пациентов с нарушениями дыхания во сне при отсутствии возможности проведения СиПАП-терапии следует предусмотреть индивидуальное терапевтическое обучение для повышения их медицинской мотивации и комплаентности, более частые визиты к эндокринологу, а также коррекцию сопутствующих психопатологических нарушений для достижения эффективного и долгосрочного терапевтического успеха.

Новости мировой медицины

62-68 497
Аннотация

В статье описаны данные, рассмотренные на промежуточном совещании членов экспертного совета, координаторов и кураторов Всероссийской наблюдательной программы безопасного снижения веса «ПримаВера». Наблюдательные программы позволяют реализовать принципы активного мониторинга эффективности и безопасности применения препарата в существующей клинической практике и обеспечить формирование навыков обоснованного назначения лекарственных средств. Представлены результаты проведения программы в различных регионах Российской Федерации. По состоянию на 18 ноября 2013 г. в программе «ПримаВера» приняли участие 2668 врачей и 42 569 пациентов из 91 города Российской Федерации. Рассмотрены данные, полученные при анализе карт 2 419 пациентов. В рамках программы «ПримаВера» были подтверждены положительное влияние комбинированного препарата сибутрамина + микрокристаллическая целлюлоза на динамику веса пациентов и отсутствие серьезных рисков проводимой терапии и серьезных нежелательных эффектов при применении препарата Редуксин под наблюдением врача. Итогом совещания стало принятие резолюции относительно совместных действий экспертного совета, координаторов и кураторов программы в целях дальнейшей реализации практических, научных и образовательных целей программы. 



ISSN 2071-8713 (Print)
ISSN 2306-5524 (Online)