Preview

Ожирение и метаболизм

Расширенный поиск

Особенности вегетативного статуса и школьной тревожности у учащихся с повышенным индексом массы тела

https://doi.org/10.14341/omet12725

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Обоснование. В РФ среди детского населения сохраняется рост заболеваемости ожирением. Вегетативный дисбаланс и хронический стресс играют важную роль в патогенезе ожирения и связанных с ним нарушений состояния здоровья. Своевременное выявление нарушений психовегетативных расстройств и их коррекция у детей с избыточной массой тела требуют комплексного подхода медицинских и педагогических работников.

Цель. Выявить особенности вегетативного статуса, уровень школьной тревожности у учащихся с повышенным индексом массы тела.

Материалы и методы. Детям с различными индексами массы тела (ИМТ) проведен сравнительный анализ средних значений и структуры выявленных нарушений параметров кардиоинтервалографии (КИГ), показателей лабораторного исследования (антиоксидантная активность плазмы, малоновый диальдегид плазмы, триглицериды, общий холестерин, кортизол, магний и серотонин) и показателей теста школьной тревожности Филлипса.

Результаты. Распространенность избытка массы тела составила 23,1%. Группу наблюдения составили 47 школьников со значением ИМТ +1–2 SD, группу сравнения — 156 детей с нормальным значением ИМТ в возрасте 10–15 лет. Группы сопоставимы по половозрастному составу (р=0,629–0,771). Анализ показателей фоновой КИГ выявил в группе наблюдения относительно группы сравнения снижение значений параметров, характеризующих активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС), при одновременном увеличении значений показателей симпатического отдела ВНС (р=0,001–0,023); аналогичные результаты получены при проведении ортостатической пробы. Совокупная оценка КИГ свидетельствует о меньшей активности парасимпатического отдела в регуляции состояния покоя и большей активности симпатического отдела ВНС в ответ на стресс-фактор у детей с повышенными значениями ИМТ. У детей группы наблюдения выявлены более высокие уровни малонового диальдегида (р=0,041), триглицеридов (р<0,001) и кортизола (р=0,093) при меньших значениях магния и серотонина (р=0,074–0,076). Анализ уровня школьной тревожности показал, что у детей группы наблюдения средний уровень и частота распространенности повышенных и высоких значений показателя общей тревожности выше в 1,3 и 2,5 (р=0,005), страха самовыражения — в 1,3 и 1,8 (р=0,080–0,086), страха ситуации проверки знаний — в 1,5 (р=0,002) и 2,1 (р<0,001), уровня общей тревожности — в 1,2 (р=0,090) и 2,3 раза (р=0,036) относительно группы сравнения. В ходе математического анализа получены результаты, указывающие на связь параметров вегетативного и психологического статуса.

Заключение. Проблема избыточного питания остается актуальным вопросом современного здравоохранения. Избыток массы тела сопровождается активацией симпатоадреналовой системы с повышением уровня школьной тревожности, и все вместе формирует порочный круг. Избыточное питание у детей школьного возраста требует комплексного подхода специалистов медицинской и психолого-педагогической сферы.

 

 

 

 

Для цитирования:


Штина И.Е., Валина С.Л., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Особенности вегетативного статуса и школьной тревожности у учащихся с повышенным индексом массы тела. Ожирение и метаболизм. 2022;19(1):62-73. https://doi.org/10.14341/omet12725

For citation:


Shtina I.E., Valina S.L., Ustinova O.Yu., Eisfeld D.A. Characteristics of autonomic status and school anxiety in schoolchildren with increased body mass index. Obesity and metabolism. 2022;19(1):62-73. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/omet12725

ОБОСНОВАНИЕ

Ожирение и другие виды избыточности питания занимают одно из ведущих место в структуре эндокринной патологии. В Российской Федерации среди детского населения за период 2010–2019 гг. выявлен прирост как первичной, так и общей заболеваемости ожирением. Прирост общей заболеваемости ожирением составил 47,69% (с 959, 5 до 1417 на 100 тыс. детского населения), впервые выявленного ожирения — 34,79% (с 320,5 до 432,0 на 100 тыс. детского населения) [1][2]. В патогенезе заболеваний, обусловленных избыточным питанием и являющихся фактором риска формирования артериальной гипертензии, важная роль отводится вегетативному дисбалансу и хроническому стрессу. Доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляции сердечно-сосудистой системы может быть обусловлено активностью органов гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси в ответ на психоэмоциональное напряжение [3–5]. В свою очередь, нарушение питания в виде ожирения и других видов избыточности питания является фактором риска формирования депрессии и тревожности, которые в дальнейшем формируют отклонение в уровне физического развития и замыкают порочный круг ожирение-стресс-психические нарушения [6–9].

Таким образом, со стороны медицинских и педагогических работников дети с избыточной массой тела требуют более внимательного отношения. Актуальным является своевременное выявление нарушений вегетативной регуляции и психовегетативных расстройств у детей с целью предупреждения развития в дальнейшем соматической патологии, и прежде всего со стороны сердечно-сосудистой системы [3][4][10].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявить особенности вегетативного статуса, уровень и характер школьной тревожности у учащихся с повышенным индексом массы тела.

МЕТОДЫ

Место и время проведения исследования

Место проведения. ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Исследование выполнено в рамках НИР «Научное обоснование способов диагностики и профилактики у детей заболеваний, связанных с особенностями современного образовательного процесса и образа жизни».

Время исследования. 01.03.2019–01.06.2020.

Изучаемая популяция

В ходе исследования изучали две популяции:

1. дети с избыточностью питания;

2. дети с нормальным индексом массы тела.

Критерии включения в группу «случай»: учащиеся общеобразовательных школ мужского и женского пола в возрасте от 10 до 15 лет включительно, получающие основное общее образование (5–9 классы), с диагнозом избыточной массы тела согласно критериям национального руководства и методических рекомендаций [11][12].

Критерии включения в группу «контроль»: на момент обследования практически здоровые учащиеся общеобразовательных школ мужского и женского пола в возрасте от 10 до 15 лет включительно.

Критерии исключения: жалобы обследуемого ребенка, данные медицинской документации (форма № 026/у–2000 и форма № 112/у), указывающие на наличие признаков обострения хронического заболевания, вторичного ожирения, острого инфекционного заболевания, психических расстройств и расстройств поведения, лабильной или стабильной артериальной гипертензии, иная возрастная категория, отсутствие информированного согласия.

А также выявленные в ходе исследования по результатам электрокардиографии (ЭКГ) и кардиоинтервалографии (КИГ) нарушения ритма сердца (миграция водителя ритма по предсердиям, экстрасистолы разной топики), ухудшение самочувствия при клино-ортостатической пробе.

Способ формирования выборки из изучаемой популяции

В исследовании применен произвольный способ формирования выборки.

Дизайн исследования

Проведено одноцентровое экспериментальное одномоментное двухвыборочное сравнительное исследование.

Описание медицинского вмешательства (для интервенционных исследований)

В ходе исследования выполнен сравнительный анализ результатов антропометрического, клинического, лабораторного, инструментального исследования и психологического тестирования.

Проведено исследование антропометрических показателей (масса, рост, окружность талии и бедер). При осмотре педиатром у всех детей выполнено измерение систолического и диастолического артериального давления. Оценка параметров вегетативной регуляции (исходный вегетативный тонус (ИВТ), вегетативная реактивность (ВР)) реализована путем КИГ-исследования ритма сердца с выполнением клино-ортостатической пробы. Лабораторное исследование крови проводилось натощак в утренние часы и включало анализ показателей перекисного окисления (антиоксидантная активность плазмы (АОА), малоновый диальдегид плазмы (МДА)), жирового обмена (триглицериды, общий холестерин) и регуляторов стресса (кортизол, магний и серотонин). Выполнена оценка уровня и факторов школьной тревожности на основании теста школьной тревожности Филлипса.

Методы

Интерпретация ИМТ, рассчитанного как отношение массы тела ребенка в килограммах к росту в метрах, возведенному в квадрат, выполнена согласно национальным клиническим рекомендациям по диагностике и лечению ожирения и нормативам методических рекомендаций [11][12]. Значения ИМТ в диапазоне от +1 SD до +2 SD соответствуют избыточности питания, от -2 до +1 SD — нормальному значению. Измерение артериального давления проведено аускультативным методом с подбором манжеты соответствующей окружности плеча обследуемого (тонометр механический LD 70, зав. номер АА 15013053194, пределы допускаемой абсолютной погрешности при измерении давления воздуха в компрессионной манжете ±3%). Полученные значения артериального давления оценивали по требованиям клинических рекомендаций «Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков» [13].

Исследование вегетативной регуляции выполнено с применением кардиоинтервалографа «Поли-Спектр-8/ЕХ» («Нейрософт», Россия). Проведен анализ статистических и спектральных параметров: RRNN (средняя длительность интервалов R–R, величина обратная ЧСС, мс); SDNN (стандартное отклонение (SD) величин нормальных интервалов R–R, мс); высокочастотных колебаний (HF — high frequency, отражающих контроль парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) на сердечный ритм, %); низкочастотных колебаний (LF — low frequency, указывающих в большей степени на влияние симпатического отдела ВНС, %); очень низкочастотных колебаний (VLF — very low frequency, в происхождении которых задействованы ренин-ангиотензин-альдостероновая система, концентрация катехоламинов в плазме, системы терморегуляции и другие метаболические системы, %); коэффициента LF/HF, который характеризует баланс симпатических и парасимпатических влияний; суммарной мощности спектра, отражающей суммарную активность нейрогуморальных влияний на сердечный ритм (ТР, мс2). Соответствие спектра высокой, умеренной, условной норме, низкой мощности определялось автоматически согласно установленному программному обеспечению. Дополнительно выполнен анализ вариационной пульсометрии по Р.М. Баевскому с оценкой моды (Мо — наиболее часто встречающееся значение RR, с), амплитуды моды (АМо — число значений интервалов соответствующих Мо, выраженное в процентах к общему числу кардиоциклов массива), вариационного размаха (ВР — разница между максимальным и минимальным значениями RR, с), индекса вегетативного равновесия (ИВР = АМо/ВР, у.е.), показателя адекватности процессов регуляции (ПАПР = АМо/Мо, у.е.), вегетативного показателя ритма (ВПР = 1/Мо×ВР, у.е.), индекса напряжения регуляторных систем (ИН = АМо/2×ВР×Мо, у.е.) [14][15].

Уровень антиоксидантной активности (%) определяли в плазме крови по величине торможения перекисного окисления липидов в модельной системе желточных липопротеидов (спектрофотометр ПЭ-5300В, Россия), содержание МДА, мкмоль/см3, определяли колориметрическим методом с тиобарбитуровой кислотой (спектрофотометр ПЭ-5300В, Россия), концентрацию триглицеридов (ммоль/дм3) и общего холестерина (ммоль/дм3) — энзиматическим колориметрическим методом, концентрацию магния (ммоль/дм3) — колориметрическим методом без депротеинизации на полуавтоматическом биохимическом анализаторе (Humalyzer 2000, Human GmbH, ФРГ), содержание кортизола (нмоль/см3) и серотонина (нг/мл) — методом иммуноферментного анализа (Tecan, Австрия).

Уровень и характер тревожности, связанной со школой, оценивали с использованием компьютерного комплекса для психофизиологического тестирования «НС-Психотест» («Нейрософт», Россия) по результатам теста школьной тревожности Филлипса [16], представляющего собой однозначные ответы: «да» или «нет» на 58 вопросов, касающихся эмоционального состояния ребенка и особенностей отношений со сверстниками и педагогами. Тест на тревожность применяли только у детей в возрасте 7–13 лет. В результате теста определяют такие факторы тревожности, как общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями с итоговой оценкой общей тревожности. Анализ результатов выполнен на основании нормативов, установленных программным обеспечением теста, с дальнейшей интерпретацией результатов клиническим психологом.

Статистический анализ

Принципы расчета размера выборки: размер выборки предварительно не рассчитывался.

Методы статистического анализа данных. Статистическую обработку выполнили с применением стандартных методов статистики и математического анализа с применением программы Statistica и пакета статистических функций Microsoft Excel, 2010. Проверку параметров на нормальность распределения осуществляли на основе двухвыборочного теста Колмогорова–Смирнова. Анализ межгрупповых различий, соответствующих нормальному распределению, выполнен на основании сравнения средних значений (М) параметров и стандартной ошибки средней (m) (M±m). Для сравнения процентных долей использован метод хи-квадрата Пирсона. Связь между изучаемыми параметрами устанавливали на основании корреляционного анализа с анализом коэффициента ранговой корреляции Пирсона (r), для оценки тесноты связи применяли шкалу Чеддока. Оценка влияния ИМТ, изучаемых показателей лабораторных и инструментальных методов на параметры психовегетативного и метаболического статуса выполнена с применением метода однофакторного логистического регрессионного моделирования зависимостей «доза–вероятность ответа (эффект)» по критерию Фишера (F) с указанием константы (b0), коэффициента регрессии (b1) и коэффициента детерминации Nagelkerke (R2). Статистически значимыми считали различия при уровне р≤0,05.

Этическая экспертиза

Протокол исследования одобрен 02.02.2019 г. локальным Этическим комитетом при ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (выписка из протокола №3 от 02.02.2019 г.).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Объекты (участники) исследования

При первичном анализе ИМТ у 203 детей, включенных в исследование, выявлено, что 47 (23,1%) детей имели значение ИМТ от +1 до +2 SD. В зависимости от значения ИМТ, согласно национальным клиническим рекомендациям по диагностике и лечению ожирения и нормативам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), дети были разделены на две группы. В группу наблюдения включены 47 школьников с ИМТ от +1 SD до +2 SD, соответствующим избыточности питания (Е67.8), в группу сравнения — 156 детей с нормальным значением ИМТ (от -2 до +1 SD). Группы были сопоставимы по половозрастному составу (в группе наблюдения доля девочек составила 48,9%, мальчиков — 51,1%, в группе сравнения — 44,9 и 55,1% соответственно, средний возраст 12,15±0,9 и 12,0±0,5 года соответственно, р=0,629–0,771). Сопоставление результатов антропометрии показало отсутствие достоверных межгрупповых различий по значению роста (151,51±4,52 — в группе наблюдения и 149,03±2,15 см — в группе сравнения, р=0,321). У детей группы наблюдения установлены более высокие значения окружности талии и бедер (74,03±2,15 против 61,46±0,81 см и 90,22±2,67 против 77,11±1,34 см, р<0,001).

Основные результаты исследования

Оценка показателей кардиоритмограммы, представленных в таблице 1, показала, что в группе наблюдения при фоновой записи достоверно ниже значения RRNN, TP, HF, BP, при одновременном увеличении LF/HF, АМо, ИВР, ПАПР, ВПР и ИН, что свидетельствует о меньшей активности парасимпатического отдела в регуляции состояния покоя у детей с повышенным значением ИМТ.

Изучение соответствия мощности спектра различным градациям показало, что у детей группы наблюдения в 1,6 раза реже встречались высокие значения (р=0,002), в то время как значения, соответствующие умеренной мощности, — 1,8 раза чаще (р=0,007).

Анализ исходного вегетативного тонуса выявил, что у детей с избыточной массой тела относительно детей с нормальным значением ИМТ гиперсимпатикотонию регистрировали в 2,8 раза чаще (р=0,005), ваготонию — в 3,2 раза реже (р=0,025). Симпатикотония и эйтония регистрировались в обеих группах с близкой частотой (р=0,279–0,383).

Анализ среднегрупповых значений КИГ при проведении ортостатической пробы, представленных в таблице 1, показал значимые различия между значениями SDNN, Мо, АМо, ИВР, ПАПР, ИН, указывающие на более выраженное влияние симпатического отдела на адаптационные процессы при нагрузочной пробе.

Доминирование симпатического отдела ВНС у детей с повышенным ИМТ подтверждено результатами однофакторного моделирования зависимостей ИМТ и интегральных показателей КИГ: ТР (b0=-2,10; b1=-0,07; R2=0,30; р<0,0001) и ИН (b0=-1,63; b1=0,02; R2=0,18; р<0,0001).

В результате проведенного инструментального исследования установлены достоверные межгрупповые различия между средними значениями систолического (111,20±2,94 против 104,63±1,69 мм рт. ст., р<0,001) и диастолического артериального давления (69,34±1,95 против 65,57±1,24 мм рт. ст., р=0,001). Значения систолического и диастолического артериального давления у учащихся, включенных в исследование, не превышали уровень высокого нормального артериального давления для соответствующего возраста, пола и роста. Установлены умеренные прямые связи между значением ИМТ и уровнями систолического, диастолического артериального давления (r=0,44–0,36; р<0,001).

В ходе лабораторного обследования (табл. 2) установлено, что у детей группы наблюдения достоверно выше среднегрупповые значения МДА (р=0,041), триглицеридов (р<0,001), выявлена тенденция к снижению содержания магния и серотонина (р=0,076–0,093), повышению уровня кортизола (р=0,093) относительно группы сравнения. Анализ структуры отклонений от нормы показателей лабораторного исследования показал, что у детей с повышенным ИМТ в 1,4–4,5 раза чаще регистрировали высокие значения МДА (51,1 (24) против 37,8% (59), р=0,104), триглицеридов (8,5 (4) против 1,9% (3), р=0,029), а также общего холестерина (6,4 (3) против 0,6% (1), р=0,012).

В результате математического анализа получены однофакторные модели «общий холестерин — МДА» (b0=-2,62; b1=0,55; R2=0,43; р<0,0001), «холестерин общий — ИН» (b0=-2,06; b1=0,25; R2=0,18; р<0,0001) (рис. 1, 2) и корреляции прямые умеренной силы между значениями ИМТ и кортизолом (r=0,33; р=0,002), обратные умеренной силы — между ИМТ и серотонином (r=-0,34; р=0,031), прямые умеренные — между магнием и серотонином (r=0,31; р=0,011), обратные связи слабой силы — между магнием и систолическим АД (r=-0,18; р=0,014) и прямые связи слабой силы — между кортизолом и систолическим АД (r=0,16; р=0,003).

Рисунок 1. График логистической регрессионной модели зависимости «Холестерин общий — МДА» (b0=-2,62; b1=0,55; R2=0,43; р<0,0001).

Figure 1. Plot of the logistic regression model of the relationship "Total cholesterol - MDA" (b0=-2.62; b1=0.55; R2=0.43; p<0.0001).

Тест уровня школьной тревожности Филлипса выполнен учащимся в возрасте 10–13 лет: 40 из 47 (85%) детей группы наблюдения, в том числе 17 мальчиков (42,5%) и 23 (57,5%) девочки, средний возраст 11,84±0,28 года) и 100 — из 156 (64%) группы сравнения, в том числе 38 мальчиков и 62 девочки, средний возраст 11,70±0,34 года (группы сопоставимы по критериям возраст и пол соответственно, р=0,491 и р=0,764). Оценка результатов теста школьной тревожности Филлипса (табл. 3) показала, что у детей группы наблюдения среднее значение уровня общей тревожности в школе выше показателя группы сравнения в 1,3 раза (р=0,04), доля детей с повышенным значением данного показателя — в 2,5 раза больше (р=0,005). Среднее значение показателя страха самовыражения и частота распространенности повышенных и высоких значений — больше в 1,3 и 1,8 раза соответственно (р=0,08–0,086), страха ситуации проверки знаний — в 1,5 раза и 2,1 раза (р<0,001–0,002) и уровня общей тревожности — в 1,2 и 2,3 раза (р=0,09–0,036).

Таблица 1. Результаты кардиоинтервалографии у детей обследуемых групп

Показатель

Статистические и спектральные параметры КИГ, M±m

фоновая запись

ортостатическая запись

группа наблюдения

группа
сравнения

р

группа наблюдения

группа сравнения

р

RRNN, мс

759,02±33,21

801,01±20,13

0,036

581,02±18,53

601,73±12,52

0,073

SDNN, мс

63,96±10,35

75,43±5,69

0,057

43,49±4,92

49,51±2,80

0,038

TP, мс2

4301,2±924,9

6516,06±888,7

0,001

3064,11±587,8

3615,1±350,4

0,108

LF/HF

1,36±0,32

0,87±0,09

0,004

4,59±0,96

4,32±0,48

0,618

VLF, %

36,73±4,44

32,50±2,27

0,100

45,27±3,65

42,14±2,05

0,135

LF, %

30,08±3,42

27,44±1,43

0,163

42,73±3,17

44,15±1,81

0,451

HF, %

33,19±5,08

40,05±2,47

0,017

12,00±1,64

13,72±1,20

0,102

Структура мощности спектра, %

Мощность спектра

группа наблюдения

группа сравнения

р

n

%

n

%

Высокая

19

40,4

102

65,4

0,002

Умеренная

21

44,7

38

24,4

0,007

Условная норма

4

8,5

10

6,4

0,618

Низкая

3

6,4

6

3,8

0,446

Вариационная пульсометрия по Баевскому Р.М., M±m

Показатель

фоновая запись

ортостатическая запись

группа
наблюдения

группа сравнения

р

группа наблюдения

группа сравнения

р

ЧСС, уд /мин.

80,74±3,35

77,02±1,84

0,055

105,02±3,29

101,85±1,94

0,107

Мо, с

0,76±0,04

0,79±0,02

0,114

0,56±0,02

0,59±0,01

0,023

АМо, %

40,89±4,44

33,75±1,73

0,003

49,97±4,3

43,28±1,62

0,005

ВР, с

0,33±0,03

0,40±0,02

0,001

0,27±0,03

0,30±0,02

0,118

ИВР, у.е.

167,23±50,49

105,68±12,69

0,021

224,51±47,0

172,0,2±16,04

0,038

ПАПР, у.е.

56,53±7,47

44,83±3,14

0,005

90,75±9,9

75,43±3,90

0,006

ВПР, у.е.

4,92±0,87

3,79±0,33

0,016

7,53±1,14

6,54±0,46

0,117

ИН, у.е.

118,42±38,05

72,17±10,99

0,023

209,74±50,38

152,66±16,54

0,036

Структура исходного вегетативного тонуса, %

Исходный вегетативный тонус

Группа наблюдения

Группа сравнения

р

n

%

n

%

Эйтония

24

51,1

91

58,3

0,383

Ваготония

3

6,4

32

20,5

0,025

Симпатикотония

9

19,1

20

12,8

0,279

Гиперсимпатикотония

11

23,4

13

8,3

0,005

Структура вегетативной реактивности, %

Вегетативная реактивность

Группа наблюдения

Группа сравнения

р

n

%

n

%

Нормальная

18

38,3

57

36,5

0,823

Гиперсимпатикотоническая

26

55,3

90

57,7

0,771

Асимпатикотоническая

3

6,4

9

5,8

0,879


Примечание. 
Результаты представлены в виде средних значений параметров и стандартной ошибки средней (M±m); структура результатов представлена в доле регистрируемых признаков (%). Статистически значимыми считали различия при величине р≤0,05.

Таблица 2. Результаты лабораторного исследования, M±m

Показатель

Группа наблюдения

Группа сравнения

р

Антиоксидантная активность плазмы крови, %

36,49±1,36

35,52±0,82

0,223

Малоновый диальдегид плазмы, мкмоль/см3

2,76±0,15

2,59±0,07

0,041

Магний, ммоль/дм3

0,91±0,02

0,93±0,01

0,074

Триглицериды, ммоль/дм3

1±0,1

0,76±0,1

<0,001

Холестерин общий, ммоль/дм3

4,1±0,16

4±0,09

0,276

Кортизол, нмоль/см3

282,10±30,15

254,19±13,75

0,093

Серотонин, нг/мл

184,29±27,78

215,91±22,08

0,076


Примечание. 
Результаты представлены в виде средних значений параметров и стандартной ошибки средней (M±m). Статистически значимыми считали различия при величине р≤0,05.

Таблица 3. Результаты теста общей школьной тревожности Филлипса

Показатель 

Группа наблюдения

Группа сравнения

р1

р2

среднее значение показателя,

M±m

доля детей с повышенными высокими значениями, %

среднее значение показателя,

M±m

доля детей с повышенными и высокими значениями, %

n

%

n

%

Общая тревожность в школе

9,12±1,86

14

35

6,95±1,06

14

14

0,040

0,005

Переживание социального стресса

3,44±1,08

6

15

3,06±0,47

8

8

0,523

0,212

Фрустрация потребности в достижении успеха

4,0±0,84

3

7,5

4,20±0,42

3

3

0,664

0,235

Страх самовыражения

2,83±0,76

12

30

2,11±0,34

17

17

0,080

0,086

Страх ситуации проверки знаний

3,59±0,59

27

67,5

2,45±0,37

32

32

0,002

<0,001

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

2,11±0,55

7

17,5

1,98±0,27

9

9

0,683

0,153

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

1,11±0,52

3

7,5

1,0±0,27

8

8

0,702

0,921

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

3,44±0,60

12

30

3,30±0,33

20

20

0,683

0,203

Общая тревожность

20,78±3,78

10

25

17,32±1,96

11

11

0,090

0,036


Примечание
. Результаты представлены в виде средних значений параметров и стандартной ошибки средней (M±m), структура результатов представлена в доле регистрируемых признаков (%). Статистически значимыми считали различия при величине р≤0,05.
р1 — достоверность различий между средними значениями.
р2 — достоверность различий между долями с повышенными и высокими значениями показателей теста Филлипса.

Результаты математического моделирования продемонстрировали зависимость уровня общей тревожности в школе от концентрации кортизола (b0=-2,51; b1=0,01; R2=0,33; р<0,0001) и установили вклад активности симпатической системы в уровень школьной тревожности: ИН — в страх самовыражения (b0=-1,44; b1=0,02; R2=0,04; р=0,007) и общую тревожность (b0=-1,98; b1=0,02; R2=0,04; р=0,036). Также получены достоверные модели, устанавливающие влияние ИМТ на уровень общей тревожности в школе (b0=-4,0; b1=0,12; R2=0,70; р<0,0001), страха самовыражения (b0=-1,62; b1=0,01; R2=0,14; р<0,0001), страха ситуации проверки знаний (b0=-1,47; b1=0,06; R2=0,60; р<0,0001), общей тревожности (b0=-3,12; b1=0,06; R2=0,67; р<0,0001) (рис. 3, 4). Следует отметить, что достоверных прямых зависимостей между значением возраста и различными показателями школьной тревожности не выявлено, получена достоверная обратная слабая связь «возраст–общая тревожность» (r=-0,25, p=0,022).

Рисунок 2. График логистической регрессионной модели зависимости «Холестерин общий — ИН» (b0=-2,06; b1=0,25; R2=0,18; р<0,0001).

Figure 2. Plot of the logistic regression model of the relationship "Total cholesterol — stress index" (b0=-2.62; b1=0.55; R2=0.43; p<0.0001).

Рисунок 3. График логистической регрессионной модели зависимости «ИМТ — Страх ситуации проверки знаний» (b0=-1,47; b1=0,06; R2=0,60; р<0,0001).

Figure 3. Plot of the logistic regression model of the relationship "BMI - Fear of the situation of knowledge testing " (b0=-1.47; b1=0.06; R2=0.60; p<0.0001).

Рисунок 4. График логистической регрессионной модели зависимости «ИМТ — Общая тревожность» (b0=-3,12; b1=0,06; R2=0,67; р<0,0001).

Figure 4. Plot of the logistic regression model of the relationship "BMI — General anxiety" (b0=-3.12; b1=0.06; R2=0.67; p<0.0001).

Нежелательные явления

Нежелательные явления отсутствовали.

ОБСУЖДЕНИЕ

Репрезентативность выборок

Выборка проведенного исследования соответствует исследованию средней точности [17]. Результаты исследований могут быть экстраполированы на популяцию детей обоих полов в возрасте 10–15 лет, проживающих в условиях крупного промышленного города, обучающихся в городской средней общей образовательной школе.

Резюме основного результата исследования

Распространенность избытка масса тела и ожирения среди учащихся в возрасте 10–15 лет составила 23%. Результаты КИГ у детей с избыточной массой тела свидетельствуют о превалировании симпатоадреналовой системы в регуляции адаптационных процессов. Для детей с избытком массы тела в возрасте 10–13 лет характерно более высокое общее эмоциональное состояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, а также негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний и связанных с публичной демонстрацией своих возможностей.

Обсуждение основного результата исследования

Установлена распространенность избытка масса тела и ожирения среди учащихся в возрасте 10–15 лет на уровне 23%, что согласуется с результатами одномоментного исследования, посвященного оценке физического развития детей среднего и старшего школьного возраста [18].

Увеличение уровня МДА у детей с избыточной массой тела в результате повышенного образования недоокисленных продуктов процесса пероксидации, вероятно, обусловлено токсическим действием на клеточные мембраны холестерина общего и триглицеридов и нарушением нормального метаболизма клетки, что подтверждается полученной однофакторной моделью «общий холестерин–МДА» [19].

Тенденция к более низким значениям содержания у детей группы наблюдения магния, определяющего стрессоустойчивость, и серотонина, поддерживающего энергетический баланс, при более высоком уровне стрессреализующего гормона кортизола указывает на вовлеченность в патологический процесс нескольких звеньев нейро-эндокринной системы [20][21]. Более низкие значения общей мощности спектра и редкая регистрация высоких значений свидетельствуют о снижении адаптационных процессов у детей группы наблюдения. Полученные статистические, спектральные параметры, данные вариационной пульсометрии и структура исходного вегетативного тонуса свидетельствуют о снижении функционального состояния адаптационных систем у детей с избыточной массой тела. Более высокий уровень артериального давления у детей с избыточной массой тела является следствием активации симпатического отдела ВНС. Корреляции и результаты математического моделирования между значениями ИМТ, холестерина, показателями нейро-эндокринной регуляции (кортизол, серотонин) и параметрами, характеризующими состояние сердечно-сосудистой системы (КИГ, уровень артериального давления), дополняют сведения о механизмах, влияющих на активность симпатического отдела вегетативной нервной системы [4–7][21]. Таким образом, обосновано более широкое применение метода КИГ с целью своевременного выявления напряжения адаптационных процессов у учащихся.

Прямые связи между ИМТ и кортизолом, серотонином и магнием и обратная связь между ИМТ и серотонином согласуются с выводами исследований, посвященных изучению взаимосвязи между ожирением и стрессом. Под влиянием стрессового фактора происходит активация гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной оси с последующим выбросом кортизола, который в противовес серотонинергической системе способствует увеличению потребления пищи и развитию избытка массы тела. В то же время стрессовым фактором может выступать сам факт наличия избыточной массы тела, что способствует формированию порочного круга между нарушением питания и системами, регулирующими нервно-психическое напряжение [6][8][19].

Одной из задач исследования было изучить зависимость уровня школьной тревожности от значения индекса массы тела. Результаты работы показали, что у детей с повышенным ИМТ статистически значимо чаще регистрировали повышенные и высокие значения общего эмоционального состояния ребенка, связанного с различными формами его включения в жизнь школы (фактор — обещая тревожность в школе), более выраженное негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей (страх ситуации проверки знаний), тенденция к негативному эмоциональному переживанию ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (страх самовыражения), что привело к значимо большему уровню общей тревожности. Повышенный уровень тревожности учащихся с повышенным ИМТ указывает на состояние эмоционального стресса, который может способствовать формированию соматических расстройств. По данным литературы, повышенный уровень школьной тревожности сопровождается нарушением коммуникативного фактора и напряжением эмоционального фактора. В результате моделирования получены связи, подтверждающие вклад кортизола в уровень общей тревожности в школе, индекса напряжения — в уровень страха самовыражения и общей тревожности, ИМТ — в уровень общей тревожности в школе, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний и общей тревожности. Полученные данные указывают на смещение баланса вегетативной регуляции и наличие психологического напряжения у детей с избыточной массой тела, что дополняет данные других исследователей и указывает на необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с избыточной массой тела [22][23–25].

Результаты математического моделирования и корреляционные связи между ИМТ, параметрами и регуляторами работы сердечно-сосудистой, нейроэндокринной системы и показателями теста школьной тревожности Филлипса подтверждают, что избыток массы тела, активация симпатоадреналовой системы, повышенная школьная тревожность формируют порочный круг, что может в дальнейшем способствовать усугублению стресса и формированию соматической патологии [4][7][22–24].

Ограничения исследования

При формировании выборки в исследование не попали дети младше 10 и старше 15 лет по причине трудности проведения младшим детям КИГ-исследования, психологического тестирования, а также ограниченного числа учащихся старшего возраста, получающих среднее общее образование. Ограничения к проведению психологического тестирования связаны с возрастными ограничениями для теста школьной тревожности Филлипса, длительностью исследования (более 60 мин), отсутствием желания у учащихся принимать участие в тестировании.

Направления дальнейших исследований

Целесообразно проведение разработки эффективных профилактических мероприятий, направленных на улучшение у учащихся психоэмоционального статуса, обусловленного, в том числе нарушением соматического здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Избыточное питание и последствия его влияния на состояние здоровья учащихся остаются актуальными проблемами здравоохранения. Избыток массы тела приводит к смещению вегетативной регуляции в сторону активации симпатического отдела и повышению уровня школьной тревожности. Проблема избыточного питания у детей школьного возраста требует комплексного подхода специалистов медицинской и психолого-педагогической сферы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Источники финансирования. Исследование выполнено за счет средств финансирования НИР.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с содержанием настоящей статьи.

Участие авторов. Штина И.Е. — существенный вклад в дизайн исследования, написание статьи; Валина С.Л. — существенный вклад в дизайн исследования, внесение в рукопись существенной правки с целью повышения научной ценности статьи; Устинова О.Ю. — существенный вклад в анализ данных, написание статьи; Эйсфельд Д.А. — существенный вклад в интерпретацию результатов, написание статьи. Все авторы внесли значимый вклад в проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию статьи перед публикацией.

 

Список литературы

1. Статистические материалы. Заболеваемость детского населения России (0–14 лет) в 2019 году. Часть V, частьVI. М.; 2020.

2. Голубев Н.А., Огрызко Е.В., Шелепова Е.А., Залевская О.В. Заболеваемость детей болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ в рамках национального проекта «здравоохранения» Российской Федерации // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. — 2019. — №3. — С. 376-389.

3. Шарапов А.Н. Нейроэндокринные аспекты стресса и расстройств поведения у подростков // Новые исследования. — 2017. — Т. 53. — №4. — С 15-33.

4. Curtis BM, O’Keefe JH. Autonomic Tone as a Cardiovascular Risk Factor: The Dangers of Chronic Fight or Flight. Mayo Clin Proc. 2002;77(1):45-54. doi: https://doi.org/10.4065/77.1.45

5. Красноперова О.И., Смирнова Е.Н., Чистоусова Г.В., и др. Факторы, способствующие формированию ожирения у детей и подростков // Ожирение и метаболизм. — 2013. — Т. 10. — №1. — С. 18-21. doi: https://doi.org/10.14341/2071-8713-5066

6. Мазурина Н.В., Лескова И.В., Трошина Е.А., и др. Ожирение и стресс: эндокринные и социальные аспекты проблемы в современном российском обществе // Ожирение и метаболизм. — 2019. — Т. 16. — №4. — C. 18–24. doi: https://doi.org/10.14341/omet9975

7. Pervanidou P, Chrousos GP. Stress and obesity/metabolic syndrome in childhood and adolescence. Int J Pediatr Obes. 2011;6(1):21-28. doi: https://doi.org/10.3109/17477166.2011.615996

8. van der Valk ES, Savas M, van Rossum EFC. Stress and Obesity: Are There More Susceptible Individuals? Curr Obes Rep. 2018;7(2):193-203. doi: https://doi.org/10.1007/s13679-018-0306-y

9. Lindberg L, Hagman E, Danielsson P, et al. Anxiety and depression in children and adolescents with obesity: a nationwide study in Sweden. BMC Med. 2020;18(1):30. doi: https://doi.org/10.1186/s12916-020-1498-z

10. Прахин Е.И., Гуров В.А., Пономарева Э.В. Психосоматические особенности детей в медико-педагогическом мониторинге здоровьеформирующей деятельности школ // Гигиена и санитария. — 2018. — Т. 97. — №7. — С. 635-641. doi: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-7-635-641

11. Эндокринология: национальное руководство / Под ред. Дедова И.И., Мельниченко Г.А. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа; 2019. — 1112 с.

12. Российская ассоциация эндокринологов. Методические рекомендации «Оценка физического развития детей и подростков». — М.; 2017. — 98 с.

13. Российское медицинское общество по артериальной гипертонии. Ассоциация детских кардиологов России. Клинические рекомендации «Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков». — М.; 2020. — 36 с.

14. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В., и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) // Вестник аритмологии. — 2001. — №24. — С. 65–86.

15. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. Иваново; 2002.

16. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М» — 2001.

17. Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях // Социальные аспекты здоровья населения. — 2019. — Т. 65. — №6. — С. 10. Доступно по: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1123/30/lang,ru/

18. Намазова-Баранова Л.С., Елецкая К.А., Кайтукова Е.В., Макарова С.Г. Оценка физического развития детей среднего и старшего школьного возраста: анализ результатов одномоментного исследования // Педиатрическая фармакология. — 2018. — Т. 15. — №4. — С. 333-342. doi: https://doi.org/10.15690/pf.v15i4.1948

19. Болотова Н.В., Аверьянов А.П., Захарова Н.Б., и др. Состояние перекисного окисления липидов и антиоксидантной защиты у детей с ожирением // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. — 2006. — Т. 85. — №.4. — С. 11–14.

20. Громова О.А., Федотова Л.Э., Гришина Т.Р., и др. Роль магния в формировании метаболического синдрома, коррекции избыточного веса и ожирения у детей и подростков // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. — 2014. — Т. 93. — №2. — С.123-133.

21. Загребаева О.Ю. Роль серотонинергической системы в развитии ожирения // Медицинские новости. — 2016. — Т. 259. — №4. — С. 15-17.

22. Ширванова Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2019. — Т. 1. — №29. — С. 74-79.

23. Гарифулина Л.М., Холмурадова З.Э., Лим М.В., Лим В.И. Психологический статус и пищевое поведение у детей с ожирением // Вопросы науки и образования. — 2020. — Т. 110. — №26. — С. 45-50.

24. Адамовская О.Н., Догадкина С.Б., Ермакова И.В., и др. Особенности реакции вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем при выполнении когнитивной нагрузки у младших школьников с разным уровнем личностной тревожности и нейротизма // Science for education today. — 2021. — Т. 11. — №1. — С.151-173. doi: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.09

25. Гаранина Ж.Г., Русяйкина Н.С. Психологические особенности школьной тревожности подростков // Огарёв-Online. — 2020. — Т. 11. — №148. — С. 2. Доступно по: http://journal.mrsu.ru/arts/psixologicheskie-osobennosti-shkolnoj-trevozhnosti-podrostkov. Ссылка активна на 25.09.2021.


Об авторах

И. Е. Штина
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения
Россия

Штина Ирина Евгеньевна, кандидат медицинских наук

614045, Пермь, ул. Монастырская, д. 82

Scopus Author ID: 57202892504;

eLibrary SPIN: 7876-2388



С. Л. Валина
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения
Россия

Валина Светлана Леонидовна, кандидат медицинских наук

Пермь

Scopus Author ID: 57207189881;

eLibrary SPIN: 2197-8480



О. Ю. Устинова
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения; Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Устинова Ольга Юрьевна, доктор медицинских наук

Пермь

Scopus Author ID: 57027926000;

eLibrary SPIN: 1316-7450



Д. А. Эйсфельд
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения
Россия

Эйсфельд Дарья Александровна, кандидат биологических наук

Пермь

Scopus Author ID: 57209501592



Дополнительные файлы

1. Рисунок 1. График логистической регрессионной модели зависимости «Холестерин общий — МДА» (b0=-2,62; b1=0,55; R2=0,43; р<0,0001).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (340KB)    
Метаданные ▾
2. Рисунок 2. График логистической регрессионной модели зависимости «Холестерин общий — ИН» (b0=-2,06; b1=0,25; R2=0,18; р<0,0001).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (319KB)    
Метаданные ▾
3. Рисунок 3. График логистической регрессионной модели зависимости «ИМТ — Страх ситуации проверки знаний» (b0=-1,47; b1=0,06; R2=0,60; р<0,0001).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (418KB)    
Метаданные ▾
4. Рисунок 4. График логистической регрессионной модели зависимости «ИМТ — Общая тревожность» (b0=-3,12; b1=0,06; R2=0,67; р<0,0001).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (364KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Штина И.Е., Валина С.Л., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Особенности вегетативного статуса и школьной тревожности у учащихся с повышенным индексом массы тела. Ожирение и метаболизм. 2022;19(1):62-73. https://doi.org/10.14341/omet12725

For citation:


Shtina I.E., Valina S.L., Ustinova O.Yu., Eisfeld D.A. Characteristics of autonomic status and school anxiety in schoolchildren with increased body mass index. Obesity and metabolism. 2022;19(1):62-73. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/omet12725

Просмотров: 1318


ISSN 2071-8713 (Print)
ISSN 2306-5524 (Online)